15 января 2024 – 691 сутки полномасштабного вторжения армии РФ в Украину. 14 января ВСУ поразили над Азовским морем два российских военных самолета: А-50 и ИЛ-22.
Вечером 14 января 2024 года в соцсетях появились сообщения, что силы обороны Украины около 21:00 поразили над Азовским морем два самолета ВКС РФ: А-50 ДРЛО и находившиеся над Азовским морем бомбардировщик Ил-22.
“А-50 сбит, а ИЛ-22 подбит и пытался добраться до ближайшего аэродрома, однако исчез с радаров, после начала снижения, в районе Керчи”.
По одной из версий Ил-22 мог быть сбит “дружественным огнем”- ПВО ВС РФ, охранявших Керченский мост:
Опубликована запись, на которой якобы переговоры пилотов Ил-22М с диспетчером аэродрома в Анапе:
В понедельник, 15 января, соцсети распространили подтверждение этой информации от Главнокомандующего ВСУ:
“Воины Воздушных Сил Вооруженных Сил Украины уничтожили вражеский самолет дальнего радиолокационного обнаружения А-50 и воздушный пункт управления противника Ил-22.
Благодарю Воздушные Силы за прекрасно спланированную и проведенную операцию в Приазовье!
Слава Украине!”
Командование Воздушных Сил ВСУ / Air Force Command of UA:
“Минус вражеский самолет дальнего радиолокационного обнаружения А-50 и воздушный пункт управления противника Ил-22!
Спецоперация в Приазовье прошла удачно.
Продолжение следует…”
В ежедневном отчете ГШ ВСУ по потерям армии РФ эти два самолета на утро 15 января 2024 года отражены еще не были:
Российские самолеты были подбиты, вероятно, ракетами, которые переданы ВСУ западными союзниками.
“ВСУ осуществили то, что считалось невозможным: еще никто в истории не сбивал самолет дальнего радиолокационного обнаружения”, — Defense Express
Российские военные были уверены в неуязвимости и защищенности своего самолета А-50:
Самолеты дальнего радиолокационного слежения (ДРЛС) А-50 и А-50У (модернизированная версия А-50) предназначены для сопровождения воздушных целей и координации ударной авиации при наведении на воздушные, наземные и морские цели, а также могут служить воздушным командным пунктом для истребителей. Они позволяют воздушным силам, которые их используют, иметь преимущество над другими силами, разворачивающими самолеты в воздушном пространстве.
Так, во время ракетной атаки борта радиолокационного обнаружения в воздухе фиксируют запуски ПВО, что позволяет определить расположение систем и при следующей серии пусков обойти системы противовоздушной обороны или поразить их.
На вооружении российских военно-космических сил по состоянию на 2010 год находились 26 воздушных судов ДРЛС. Точное количество боеспособных А-50 на данный момент неизвестно, однако оно ниже, чем число имеющихся бортов. По данным мониторинговой группы «Белорусские Гаюн», к началу 2023 года российские ВКС имели на вооружении 9 таких самолетов.
Стоимость одного такого судна около 330 миллионов долларов.
Экипаж ДРЛС А-50 составляет пять человек, а также десять человек тактического экипажа. При этом экипаж самолета А-50 – это очень редкий вид специалистов, поскольку мало людей умеет работать на таком оборудовании.
Один из А-50 был поражен дронами в феврале 2023 года на аэродроме «Мачулищи» в Беларуси. В первую очередь повреждения получила радиолокационная антенна. Организаторами диверсии называют белорусских партизан, которые после инцидента скрылись из страны за границу. ВСУ свою причастность к инциденту не подтверждало. Впоследствии самолет эвакуировали в Россию, но он нуждался в сложном ремонте.
После происшествия на аэродроме «Мачулищи» в Беларусии, разведка Великобритании предположила, что у ВКС РФ остаются 6 А-50 в рабочем состоянии.
Самолет Ил-22М – воздушный командный пункт, с которого можно управлять войсками во время боевых действий. Поскольку этот пункт находится в воздухе, его невозможно поразить оперативно-тактическими ракетами. Также его еще часто называли ВЗПУ — «воздушный защищенный пункт управления», поскольку на нем устойчивы к воздействиям средств радиоэлектронной борьбы каналы связи.
Также самолет может обеспечивать надежную коммуникацию с боевыми частями на земле, особенно с фронтовой авиацией, летающей на небольшой высоте, что усложняет связь.
После распада СССР часть самолетов получили Казахстан, Беларусь, Молдова и Украина. В Украине Ил-22М порезали на металлолом. Большинство бортов осталось в России.
По данным справочника Military Balance 2022, в начале полномасштабного вторжения у России было 12 самолетов Ил-22М и 10 Ил-22 (старшей модификации).
Пять Ил-22М планировали модернизировать в течение 2019-2021 гг., но как были реализованы эти планы – точных данных нет. Новая аппаратура, установленная на самолетах, должна обеспечить скоростной защищенный обмен информацией в режиме реального времени. Конкретный состав этой аппаратуры по понятным причинам не обнародовался. Группа боевого управления на борту такого ПКП могла бы осуществлять руководство межвидовой группировкой войск.
По меньшей мере, один самолет пострадал во время боевых действий в апреле 2022 года от близких взрывов двух ракет ЗРК «Бук». Самолет смог вернуться на базу, но о его дальнейшей судьбе ничего не известно.
Еще один Ил-22 был сбит вагнеровцами во время их похода на Москву в июне 2023 года. Тогда сбитый Ил-22М выполнял функции ретрансляции радиосигнала, работая как высотная антенна, связывавшая наземный командный пункт и боевые части.
В настоящее время российское Министерство обороны никак не комментировало сообщения о поражении ВС ВСУ Ил-22 и А-50, а пресс-секретарь президента РФ Путина Дмитрий Песков заявил, что в Кремле ничего не знают о поражении.
Пропагандистское российское СМИ RT:
“Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков заявил, что у Кремля нет данных о том, что ВСУ сбили какие-то российские самолеты.
“Нет, информации нет”, – ответил Песков на соответствующий вопрос.”
Окончательная судьба самолетов также пока не известна. Известно, что Ил-22М после поражения пытался сесть в Анапе, для чего пригласил скорые и пожарные. Что касается А-50, то после удара ВСУ он перестал выходить на связь, а впоследствии пилот российского Су-30 России обнаружил пожар и падение неустановленного воздушного судна.
К вечеру 15 января ситуацию прокомментировал спикер Воздушных Сил ВСУ Юрий Игнат:
«Самолет дальнего радиолокационного обнаружения А-50 был и является приоритетной целью для нас. И по сей день уничтожение этого борта казалось непосильной задачей для Воздушных Сил. А тут еще Ил-22 (воздушный командный пункт) попал под раздачу! Сразу две «жирные» цели за один раз».
По поводу поврежденного Ил-22 он добавил:
«Похоже, Ил-22 дотянул до Анапы. Живущий гад. Но, как видите, корыто «восстановлению не подлежит». Поэтому, как ни крути, цель уничтожена, реанимация не поможет! Самолет горел, среди экипажа есть раненые, надеюсь и 200-е»
К своему комментарию он добавил фото поврежденного Ил-22:
Глава Главного управления разведки Минобороны Кирилл Буданов в интервью Financial Times также подтвердил, что украинским силам удалось уничтожить российский самолет дальнего радиолокационного обнаружения А-50 и повредить воздушный пункт управления Ил-22.
“А-50 был сбит и взорвался… Ил-22 был сильно поврежден, но, к сожалению для нас, ему удалось совершить аварийную посадку в Анапе (российский город на побережье Черного моря – ред.)”, — сказал он.
По словам Буданова, на данный момент у России только восемь А-50 в хорошем состоянии. Он добавил, что уничтожение самолета, вероятно, повлияет на способность РФ действовать и поддерживать связь в зоне конфликта “круглосуточно”.
Обновление информации:
Сбитых российских летчиков самолета А-50 нашли под оккупированным Бердянском Запорожской области, где их замерзшие тела обнаружили в снегу. На борту самолета находился замкомандующего дальней авиации военно-воздушных сил воздушно-космических сил ВС России Пчела Олег Владимирович. Он был командиром 22 гвардейской тяжелой бомбардировочной авиадивизии, которая сбывается на аэродроме Энгельс в Саратовской области.
Командир экипажа ИЛ-22 ВКС РФ погиб от полученных ранений, самолет вел и сажал на аэродроме в Анапе второй пилот, который так же получил ранения:
старший лётчик-испытатель 1338 ИЦ, командир Ил-22 майор Климов Виктор Иванович 1981 г.р.