Утром 24 января 2024 в Белгородской области РФ был сбит военно-транспортный самолет Ил-76. Россияне утверждают, что на борту, кроме членов экипажа, были украинские военнопленные, которых транспортировали для обмена военнопленными. Украинская сторона информацию не подтверждает, допускает, что самолет ВКС РФ перевозил ракеты С 300, которыми армия РФ обстреливает Украину.
Утром (приблизительно в 11.00) 24 января в Белгородской области упал военно-транспортный самолет Ил‑76. Самолет упал в поле за жилыми домами северной окраины села Яблоново в Корочанском районе Белгородской области (между селом и хутором Кривой). Это место находится примерно в 50 км от границы с Украиной и примерно в стольких же километрах к северо-востоку от Белгорода. В селе ничего не повреждено, он упал за селом, в полях, километров в пяти-шести.
Первые сообщения о катастрофе появились в 11:12 МСК: в Белгороде в этот момент сработало оповещение о ракетной опасности. Спустя полчаса, в 11:48, губернатор Вячеслав Гладков сообщил о “происшествии в Корочанском районе”. Затем телеграм-канал 112 сообщил о крушении Ил-76, а в телеграм-канале “Блэтгород” опубликовали видео падения.
В Минобороны РФ и несколько депутатов Госдумы, включая главу комитета по обороне Андрея Картаполова, заявили что он летел с подмосковного аэродрома Чкаловский в Белгород, а на борту находились 65 пленных военнослужащих ВСУ (которых должны были обменять), трое сопровождавших их силовиков и шесть членов экипажа. Москва обвиняет в ударе по самолету ВСУ: удар был якобы произведен с территории Харьковской области. По заявлениям губернатора Белгородской области Гладкова, все, кто был на борту, погибли.
В поддержку версии о обмене пленными несколько провластных телеграм-каналов сообщили, что обмен пленными “по формуле 192 на 192” якобы должен был состояться сегодня на границе Белгородской области, но “ВСУ сорвали его атакой на Ил-76”. Депутат Картаполов также заявил в Госдуме, что самолетов было два: еще один якобы летел за сбитым Ил-76 с 80 военнопленными, но его “успели развернуть”.
На опубликованных с места катастрофы фото не видно не одного тела: это подчеркивают несколько украинских и российских экспертов.
Пропагандист Маргарита Симонян опубликовала списки, в которых якобы имена украинских военнослужащих, которых перевозили на подбитом Ил-76. Но эксперты обратили внимание, что некоторые люди с списка, уже были освобождены по обмену раньше.
Полный список, который опубликовала Симонян:
Бывший украинский военнопленный Макс Колесников, так прокомментировал сообщения рос СМИ о пленных на Ил-76:
«Три сопровождающих решиста для такого количества пленных – нереально, минимум – 20»
Представитель Главного управления разведки Минобороны Украины Андрей Юсов подтвердил украинской службе Радио Свобода, что на среду 24 января планировался обмен пленными с Россией.
“Могу констатировать, что запланированный на сегодня обмен пока не происходит. Озвученная российской стороной информация о том, что военнопленные могли находиться в самолете Ил-76, который упал в Белгородскй области, сейчас проверяется”
Согласно озвученной и затем удаленной версии в украинских СМИ, в самолете, который был не пассажирским, а был военно-транспортным, могли перевозить оружие для российской армии, в том числе ракеты.
Российские СМИ уточняют, что на лету при падении с Ил-76 выпали несколько крупных объектов. Недалеко от лесополосы и обломков было найдено множество документов. Место сразу было оцеплено, жителям было запрещено приближаться и трогать бумаги.
Президент Чада Махамата Идрисса Деби Итно, находящийся в Москве с официальным визитом, выразил при встрече соболезнования Путину связи с “гибелью российских солдат в упавшем Ил-76”.
OSINT-аналитики подтвердили тот факт, что самолёт Ил-76 был RA-78830, летел в России через Египет, Саудовскую Аравию и Иран, в районе Сирии исчез с радаров, а затем появился в районе Белгорода. Очень странный маршрут как для доставки пленных украинцев, хотя, известно и то, что данный борт активно принимал участие в “иранском экспрессе”. Вопрос возникал и относительно заявления МО РФ о том, что на борту 65 пленных сопровождало всего 3 конвоира. Это критически мало для такого количества пленных и полностью нарушает уставные документы.
Желание России скрыть факт уничтожения самолета Ил-76МД-90А (№ 0110) ложью об “украинских военнопленных” проста и понятна – данный самолёт ЕДИНСТВЕННЫЙ экземпляр модернизированного тяжелого транспортного самолета для перевозки крупногабаритных грузов на РФ.
По состоянию на 18:30 ни одного вещественного доказательства нахождения военнопленных на борту не было предъявлено, хотя, для российской пропаганды очень важно показать правоту их официальных органов. На этом фоне возникают опасения, что российские террористы могут эти “вещественные доказательства” как-раз готовить… От россиян можно ожидать всего, от подкладывания тел убитых в плену украинских военных, до расстрела украинцев и выдачи их за пассажиров самолета.
Комментарий Главного Управления Разведки МО Украины по поводу происшествия с Ил-76:
“Украина не была проинформирована о количестве транспортных средств, маршрутах и формах доставки пленных. Известно, что доставка пленных производится как авиационным, так и железнодорожным и автомобильным транспортом. Это может свидетельствовать об умышленных действиях России, направленных на создание угрозы жизни и безопасности пленных. Посадка транспортного самолета в 30-километровой зоне ведения боевых действий не может быть безопасной и в любом случае должна обсуждаться обеими сторонами, ведь в противном случае это подвергает опасности весь процесс обмена.
Исходя из этого, речь может идти о спланированных и преднамеренных действиях России с целью дестабилизации ситуации в Украине и ослабления международной поддержки нашего государства”
В связи с событиями в Белгородской области сегодня в Госдуме принято решение подготовить обращение к Конгрессу США и Бундестагу Германии с тем, чтобы выяснить, какие ракеты и пусковые установки могли стать причиной крушения самолета Ил-76. Соответствующее поручение Вячеслав Володин дал в ходе пленарного заседания:
«Давайте подготовим обращение к Конгрессу Соединенных Штатов Америки и Бундестагу Германии для того, чтобы депутаты наконец-то прозрели, кого они финансируют, кому помогают. Это нацистский режим, вскормленный Байденом, Макроном, Шольцем, другими политиками. Своих солдат расстреляли в воздухе, своих. Там их матери ждали, жены ждали, дети ждали. Вышли на решение, пилотов наших военно-транспортного самолета, которые осуществляли гуманитарную миссию, расстреляли беззащитных ракетами американскими, немецкими. Поэтому депутаты этих стран должны наконец-то осознать и свою ответственность, к чему это все ведет и кому они помогают».
Депутат Госдумы Дмитрий Белик после катастрофы Ил-76 заявил, что пора начать процедуру признания Украины государством-террористом.
Вероятный список экипажа Ил-76:
- командир Беззубкин Станислав Алексеевич
- помком Чмирев
- помком Высокин Алексей Анатольевич
- штурман Пилуев Андрей Леонидович
- борттехник Житенев Сергей Николаевич
- радист Саблинский Игорь Вячеславович
Франция отказалась назначить срочное заседание Совбеза ООН по упавшему в Белгородской области российскому самолету Ил-76 в среду днем, как просила Москва.
Заседание Совбеза ООН по поводу катастрофы российского Ил-76 пройдет в пятницу, Полянский назвал это решение «попыткой выгородить киевский режим».